620073, г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 53Б

 +7 (343) 298 - 05 - 15; +7 (343) 298 - 05 - 08

 +7 (923) 775 - 46 - 02

 

 

Информационный плакат:

  ПСК на 3 квартал 2025:



ПСК на 4 квартал 2025:

* для просмотра в полном размере нажать "Открыть в новой вкладке"

Новости
03.09.2025 - 13:20

Банк России оценил риски отмывания доходов и финансирования терроризма (ОД/ФТ) в финансовом секторе за последние 5 лет и публикует отчет о результатах

Регулятор сформировал оценку уровня риска в отношении каждого сектора финансового рынка, поднадзорного Банку России. Проанализирована вероятность проявления в них различных схем, выделены характерные признаки способов отмывания доходов. Эта информация помогает повысить осведомленность участников о рисках ОД/ФТ и эффективность работы по их предотвращению. Регулятор на основе этих данных разрабатывает меры, чтобы снизить возможное использование финансовых организаций в незаконной деятельности.
 
В частности, в отношении ломбардов, регулятор представил следующие данные:
 
1. Характеристика сектора и уязвимостей к ОД
Микрофинансовые институты – небольшой по объемам активов на финансовом рынке, но важный элемент финансовой системы. Они широко представлены в регионах, где мало банков и поэтому сложнее получить кредит гражданам и малому бизнесу. Микрофинансовые институты (МФО, КПК, СКПК, ломбарды) удовлетворяют потребность в коротких и небольших займах, которые нужны гражданам срочно. В связи с последовательной гармонизацией регулирования и надзора за СРМ к уровню аналогичных процедур для банковского сектора, в анализируемый период наблюдается тенденция к ежегодному снижению количества и укрупнению микрофинансовых институтов (табл. 2).
 
 
С 11.01.2021 вступили в силу изменения в Федеральный закон № 196‑ФЗ, предусматривающие в том числе введение заявительной реестровой модели допуска ломбардов на финансовый рынок, а также порядок приобретения и прекращения статуса ломбарда. По состоянию на 01.01.2024 в реестре состояло 1888 ломбардов. На протяжении 2019–2023 годов происходила концентрация рынка: портфель и объем выдаваемых займов увеличивался при снижении числа участников; на рынке росла доля крупных сетевых ломбардов.
 
Профильные активы ломбардов в 2023 году увеличились до 53 млрд руб., что на 10% больше аналогичного показателя 2022 года. По региональному признаку рынок ломбардов достаточно концентрирован – большинство ломбардов находятся в регионах с высокой долей городского населения и городах федерального значения. Лидерами по количеству ломбардов на рынке являются Москва, Московская область и Краснодарский край. Кроме того, в топ-10 входят и регионы с меньшей плотностью населения, но с большой площадью территории, такие как Алтайский и Красноярский края. В топ-10 регионов по величине портфеля займов (по фактическому месту выдачи), помимо явных лидеров – Москвы (17% от совокупного портфеля) и Санкт-Петербурга (8%) – входят также Ростовская область (7%) и Свердловская область (4%).
 
Характерные для сектора СРМ уязвимости к ОД. Среди основных уязвимостей к ОД в секторе отмечены следующие:
  • недостаточный уровень соответствия организации и эффективности функционирования систем внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ в данных организациях требованиям законодательства;
  • относительная доступность входа на рынок (простота регистрации) НФО, в том числе на подставных лиц, без цели осуществления предпринимательской деятельности;
  • низкая финансовая грамотность и невысокий уровень доходов отдельных граждан, способствующие их вовлечению в подготовку и проведение подозрительных операций;
  • вовлеченность отдельных представителей сектора в оказание высокорисковых финансовых услуг.
2. Характерные для сектора СРМ способы (схемы) ОД
К числу наиболее часто встречающихся в секторе в анализируемый период отнесены следующие способы (схемы) ОД, касающиеся ломбардов.
 
1) Получение кредитов (займов) под залог имущества (ценностей), полученных незаконным путем, либо кредитов (займов), погашение которых осуществляется наличными денежными средствами, полученными незаконным путем.
Уровень вероятности проявления этого способа ОД в анализируемый период в сегменте оценен как повышенный.
 
В реализацию способа вовлекаются, как правило, физические лица, в том числе в отношении которых применялись полномочия по отказу в выполнении операции, открытию банковского счета, расторжению договора банковского счета.
 
Выдача займа физическому лицу осуществляется в безналичной форме, а возврат займа – в наличной. Возвращенные субъекту рынка микрофинансирования наличные денежные средства могут передаваться ряду других юридических лиц – возможным заказчикам наличных денежных средств. При этом кредит (заем) выдается клиенту часто на нерыночных и невыгодных для него условиях.
 
Отмечаются также:
  • практика досрочного погашения кредитов (займов);
  • многократность оформления договоров займа на одно физическое лицо;
  • наличие аффилированных связей кредитора и должника, должника и его контрагентов, кредитора и контрагентов должника.
2) Обналичивание посредством выдачи финансовой организацией займов, в том числе связанным с ней физическим лицам, с оформлением фиктивного залога либо получением залога, имеющего незаконное происхождение, с последующим приобретением залога юридическим лицом.
Уровень вероятности проявления способа ОД в анализируемый период в сегменте ломбардов оценен как умеренный.
 
При реализации указанного способа ОД отмечены следующие признаки:
  • совмещение деятельности ломбарда со скупкой ювелирных изделий и их лома;
  • признаки фиктивности оформленных залоговых билетов;
  • многократность оформления договоров займа на одно физическое лицо;
  • реализация невостребованных гражданами вещей лицам, связанным с ломбардом;
  • отсутствие инкассации наличных денежных средств.
3) Осуществление безналичных операций в секторе закупки и обращения металлолома, лома драгоценных металлов и камней, целью которых может быть уклонение от уплаты налогов.
Уровень вероятности проявления способа ОД в анализируемый период в сегменте ломбардов оценен как умеренный.
 
Контрагентами ломбардов в этом случае выступают ИП либо общества с ограниченной ответственностью.
 
При этом отмечаются:
  • признаки фиктивности сделок, нерыночные либо нехарактерные для клиента условия сделок;
  • реализация невостребованных гражданами вещей лицам, связанным с ломбардом;
  • аккумулирование ломбардом разницы между оценочной стоимостью невостребованного имущества и ценой его конечной реализации на счетах связанного с ним юридического лица;
  • расчеты по сделкам с ломом драгоценных металлов осуществляются без одновременной уплаты НДС либо сопровождаются «ломкой» НДС.
В 2023 году основные риски использования субъектов рынка микрофинансирования в целях ОД преимущественно были связаны с нецелевым расходованием средств материнского (семейного) капитала, «веерным» обналичиванием денежных средств под видом выдачи займов физическим лицам. Кроме того, выявлялись случаи использования платежной инфраструктуры субъектов рынка микрофинансирования для предоставления расчетных услуг нелегальным онлайн-казино и букмекерским конторам.
 
3. Меры по снижению уровня риска ОД в секторе
 
Нормативным актом (Указание Банка России от 09.12.2019 № 5348 У «О правилах наличных расчетов») определены лимиты на расходование денежных средств из кассы СРМ в целях осуществления операций по выдаче займов (возврату привлеченных займов, уплаты процентов по ним) в разрезе каждого договора займа и общего объема наличных расчетов в течение одного дня.
 
Усилены меры по недопуску на рынок микрофинансирования высокорисковых субъектов. Так, 11.01.2021 вступили в силу изменения в Федеральный закон № 196 ФЗ (Федеральным законом от 13.07.2020 № 196‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 19.07.2007 № 196‑ФЗ «О ломбардах»), предусматривающие в том числе введение заявительной реестровой модели допуска ломбардов на финансовый рынок, порядок приобретения и прекращения статуса ломбарда, а также требования к должностным лицам ломбарда. В число оснований для исключения Банком России ломбарда из реестра включено неоднократное нарушение в течение одного года ломбардом требований противолегализационного законодательства, а также предусмотрен отказ в повторном включении в реестр ранее исключенного (в течение предшествующего года) по указанному основанию ломбарда.
 
Весь отчет: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/180588/report_sor_od_ft_2025.pdf
 
Источник: https://www.cbr.ru/press/event/?id=26863

 







Заказать бесплатную консультацию

Партнеры

620073, г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 53Б,   тел.+7(343) 298-05-15

 

Ассоциация развития ломбардов г.Екатеринбург

Яндекс.Метрика